Сын человеческий

large_p1664voult5t5pia10sbdh21sp41

«Сын человеческий» (Le fils de l’homme) — самая знаменитая картина Рене Маргитта, бельгийского художника-сюрреалиста, тот самый «мужик с яблоком», «безликий в котелке». Стоит в одном ряду в смысле влияния на умы и узнаваемости образа с такими вещами, как «Джоконда», «Тайная вечеря», «Американская готика», «Крик». По количеству пародий, фотожаб, аллюзий и отсылок с «Сыном человеческим» мало что может сравниться.

Немного фактов

Картина написана в 1964 г., сейчас находится в частной коллекции. Магритт писал ее как автопортрет. Изображенный мужчина в пальто и шляпе-котелке, стоящий около стены, за которой видно море и облачное небо, наверное, известен всему миру, хотя его лицо почти закрыто висящим в воздухе зелёным яблоком. Считается, что названием картина обязана «образу современного бизнесмена, оставшегося сыном Адама, и яблоку, символизирующему искушения, которые продолжают преследовать человека и в современном мире». Яблоко, конечно, самая загадочная часть образа, его можно трактовать и как библейский символ соблазна и познания, и как часть природы, которую пытается постичь человек.

Картина названа «Сын человеческий», по словам самого Рене Магритта, потому, что в ней воплощен образ современного бизнесмена, который все равно остается по сути сыном Адама и все искушения современного мира ему не чужды. Словом, художник любил показывать скрытую сущность вещей и событий.
Р.Магритт
Р.Магритт

Образ картины, например, использован в фильме «Афера Томаса Крауна» (The Thomas Crown Affair), где герой грабит американский музей, переодевшись сам и переодев своих сообщников в персонажей Магритта. Репродукция «Сына…» висит в кабинете у Крауна и, кстати, тоже символизирует двойственность владельца — с одной стороны, богатого бизнесмена и ценителя живописи, а с другой — вора и авантюриста.